Модель не игрушка. 
Автомобили и их масштабные модели.


Категории раздела

О моделизме
Наш Автопром
Автолегенды СССР
Автомобили СССР

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » О моделизме

Первые коллекционные модели автомобилей
Модели автомобилей стали производить почти одновременно с появлением автомобилей настоящих. Первые образцы уже отличались тщательным воспроизведением деталей и изготовлялись (как это теперь не покажется странным) из самых разнообразных материалов – дерева, примитивной пластмассы и пр. В ходу были и литые под относительно невысоким давлением машинки из оловянистых сплавов, стали и чугуна. Копии делались разнообразные – от машин массовых серий до единичных образцов и экзотики.

Литые оловянные модели-копии были наиболее популярны в Германии уже в самом начале 1900-х годов. Многие из них были без механизмов, только с вращающимися осями. Кроме того, первые масштабные модели производились в качестве заводных игрушек с маленькой часовой пружиной. По размерам немецкие модели были несколько крупнее тех масштабов, к которым мы привыкли сегодня, если говорить о металлическом литье. Наиболее тонко проработанными были модели масштаба 1:8 и 1:11, выпущенные французской автомобильной компанией Citroen в 1920-х.
Перед Первой мировой войной в моду вошли масштабные модели автомобилей из литейного чугуна, однако весьма скоро они были вытеснены штампованными стальными моделями фирмы Buddy L Toys. Эти модели собирались из нескольких частей. Технология литья под давлением тогда еще оставалась весьма несовершенной, а все попытки улучшить качество отливок кончалось в то время неудачей.

После Второй мировой войны был, наконец-то, освоен выпуск моделей литых под давлением, и, разумеется, сначала машинок маленьких масштабов. Каждый уважающий себя коллекционер знает, что из всех появившихся тогда компаний, работавших по этой технологии, более всего преуспела фирма Matchbox (первоначально Matchbox Lesney). По легенде, первой моделью, которую отлил хозяин фирмы, была коронационная карета английской королевы Елизаветы. А масштаб 1:43 появился просто потому, что маленькой дочке хозяина, как и ее подругам, запрещалось носить игрушки в школу. Исключение делалось только для вещиц, которые «помещались бы в спичечном коробке», который по-английски как раз и есть «matchbox». Окончательно этот вид моделизма сформировался в 1960-х годах, когда фирма Hot Wheels начала специально заниматься коллекционными сериями, каждый год отливая ограниченное количество довольно точных моделей для людей, систематически пополняющих свои коллекции. В этот период расцвета металлических моделей господствующим оставался масштаб 1:43, хотя ряд компаний работал и в других стандартных пропорциях.

Необходимо отличать коллекционные модели автомобилей от воспроизводящих оригинал игрушек. Первые должны идеально соответствовать с учетом масштаба реальным размерам прототипа, тогда как пропорции чисто игрушечных автомобилей соответствуют прототипу лишь приблизительно, а деталям особого внимания не уделяется. Зато и стоят такие изделия существенно дешевле. Постепенно воспроизведение объектов автотехники в литых моделях распространилось на грузовики, автобусы, тракторы и пр.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов на арену выходят тщательно детализированные пластмассовые модели, названные «promotionals» (думается, в данном случае наиболее точно это термин можно перевести как «сувенирка» или «сопутствующая реклама»). Такие модели были в ходу у ведущих автостроительных фирм - General Motors, Ford, Chrysler, и American Motors. Симпатичные машинки менеджеры салонов дарили потенциальным или реальным покупателям американских автолинкоров. Вспомните, что тогда представляли собой американские автомобили: сумасшедшее сочетание хромированных деталей и авиационных стабилизаторов. Модели выглядели весьма импозантно. Так бы это и осталось сувенирной продукцией, если бы фирмы Форд и Шевроле не взяли бы за моду каждый год выпускать новые модели, а к ним, естественно, прикладывать в обязательном порядке очередную маленькую пластмассовую копию. Как только появилась периодичность, так тут же возникли и желающие собрать полный ряд. А потом спрос стали удовлетворять и производители моделей-копий.

В контексте коллекционирования было бы нечестно не упомянуть такой экзотический вид копий как педальные автомобили для детей. Расцвет этого «жанра» пришелся на 20-30-е годы прошлого столетия, хотя первые образцы появились еще в 1890 г. Сегодня педальные автомобили продолжают выпускаться, точно воспроизводя даже самолеты, однако, по понятным причинам, предметом массового коллекционирования они не стали.
Категория: О моделизме | Добавил: Artutiy (02.06.2011)
Просмотров: 2295

TAK

WMlink

People-Group