Модель не игрушка. 
Автомобили и их масштабные модели.


Категории раздела

О моделизме
Наш Автопром
Автолегенды СССР
Автомобили СССР

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » О моделизме

Материалы и технологии при производстве масштабных моделей автомобилей

Первые экземпляры уменьшенных копий моделей автомобилей появились в самом начале 20-го века в Германии. Все они делались исключительно вручную. Себестоимость производства была очень высокой, поэтому масштабные модели автомобилей могли себе позволить купить только богатые люди.

По мере распространения по всему миру экземпляров таких моделей, а также ростом интереса людей ко всему, что связано с автомобилями, копии настоящих машин стали привлекать всё больше внимания со стороны разных слоёв населения. Производителям осталось только предложить недорогие модели.

В 1914 году в Америке было организовано первое производство моделей Ford T литых из олова с помощью пресс-форм. Так появились первые недорогие и массовые масштабные модели авто.

В разные годы при производстве металлических деталей моделей применялись олово и свинец, однако, с появлением новых сплавов и открытием современных методов процесса производства, стал применяться сплав цинка.

Первые прозрачные «стёкла», выполненные из пластмассы, у масштабных моделей автомобилей 1:43 появились в 1956 году. Позднее модели стали более детализованы, появились вращающиеся колёсики с подвеской на пружинах, стали открываться капот и багажник.

Чуть позже производители и вовсе пошли на компромисс между детализацией и максимальным количеством движущихся деталей. Если для детей требуется зрелищность и более интересны модели с максимумом открывающихся частей, то для коллекционеров важна степень детализации модели.

Сплав цинка, алюминия и меди (ЦАМ), сплав цинка, алюминия, меди и магния (ZAMAC), жесть (холоднокатаная отожжённая листовая сталь), резина, пластмасса - это основные материалы, из которых делаются масштабные модели.


Производство масштабных моделей автомобилей

Всё начинается с покупки лицензии у завода производителя конкретной модели автомобиля, которую компания-производитель хочет выпускать в уменьшенном масштабе. Затем, в дело вступает исследовательский центр, изготавливающий по чертежам уменьшенные копии деталей, узлов и собирает первый опытный образец будущей модели автомобиля 1:43. Этот образец ещё называется мастер-моделью. Потом снимаются формы с каждой детали мастер-модели. Этот процесс подготовки к производству может занимать от трёх месяцев до полугода.

Далее размещается на заводе заказ на производство тиража моделей. В последнее время большинство мировых фирм-производителей предпочитают размещать заказы в Китае, потому что там дешёвая рабочая сила и льготы со стороны государства. Тем не менее, мировые производители сохраняют былое качество, осуществляя постоянный контроль над производством и качеством выпускаемых моделей.

Производство деталей моделей осуществляется литьевым способом или методом гальванопластики.


Остановимся на этих методах чуть подробнее.

Если используется литьё по выплавляемым моделям, то пресс-форму делают цельной, в которой запрессовывают легкоплавкую модель детали, выплавляемую в горячей воде после застывания формы. Оставшиеся оболочки прокаливают и заливают металлом. Такой способ литья позволяет получить коллекционные модели автомобилей любой массы, толщены и с высокой точностью размеров, а также чистотой поверхности 4-6 класса. Благодаря литью по выплавляемым моделям сокращается объём механической обработки моделей и снижается стоимость.

Литьё деталей будущих масштабных моделей осуществляют несколькими способами. При статической заливке расплавленный металл или пластмасса, из которой чаще всего сделаны днище машины, стёкла, фары, приборная панель и другие мелкие детали, заливается в полость формы до полного заполнения и там застывает. При литье под давлением пресс-форма из горячей камеры заполняется расплавленным сплавом на основе цинка или олова-свинца под давлением 7-20МПа, создаваемым сжатым воздухом или поршнем. Эти сплавы обладают низкой температурой плавления и хорошей жидкотекучестью, поэтому обеспечиваются достойные параметры отливок. Единственный недостаток литья под давлением заключается в возможном повреждении детали при отделении от пресс-формы.

Если применяется гальванопластика или простое гальваническое покрытие модели детали, то поверхность модели покрывается слоем металла при температуре 40-45 градусов в специальной гальванопластической ванне, представляющая собой модифицированную гальваническую ванну. Этим технологическим процессом делаются детали сложной формы и одинаковой толщиной стенок, а расход металла рациональный, нет угара и скрапа. Например, таким способом хромируются бамперы и другие сверкающие детали моделей машин.
 

Цинковые сплавы при естественном старении уменьшаются в размерах, поэтому, чтобы зафиксировать размеры, детали масштабных моделей после плавки подвергают термообработке - отжигу.

Готовые детали кузова покрываются грунтовкой и окрашиваются. Если на детали машины требуется нанести дополнительные изображения, например, отличительные знаки гоночной машины, то такие рисунки наносятся с помощью деколя или тамповки.

Деколь - это переводной рисунок, который переносится на масштабную модель автомобиля после замачивания в теплой воде или под механическим воздействием. Такой рисунок при желании можно удалить с поверхности модели без повреждения основного слоя краски.

Тамповка - этот способ сродни обычному процессу проставления простой печати на документы. Силиконовая подушечка переносит чернильный оттиск изображения с металлической пластины с гравировкой изображения глубиной в 1 микрон. Сейчас методом тамповки можно наносить восьмицветные изображения. Рисунок, созданный этим способом, проникает в базовый слой краски, и удалить его нельзя, не повредив основной слой краски.

Сборка модели из готовых деталей осуществляется на основе кузова, к которому посредством пластмассовых креплений фиксируются более мелкие детали, например, стёкла, дворники, зеркало заднего вида, приборная панель, фары, стоп-сигналы, капот, багажник и двери. Одновременно собирается днище кузова, на котором устанавливаются сиденья. Теперь остаётся только совместить кузов с дверцами и днище модели машины или при помощи защёлок, или болтиками.

Готовые масштабные модели автомобилей 1:43, упаковываются в коробочки, доставляются к нам, в наш магазин моделей 1:43, а уже потом к Вам, нашим клиентам.

Категория: О моделизме | Добавил: Artutiy (02.06.2011)
Просмотров: 4567

TAK

WMlink

People-Group