Модель не игрушка. 
Автомобили и их масштабные модели.


Категории раздела

О моделизме
Наш Автопром
Автолегенды СССР
Автомобили СССР

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Автомобили СССР

Копейка! Как много в этом слове
В середине 60-х, наша страна остро нуждалась в дешевом, но современном «народном» автомобиле, который бы удовлетворял запросы широких слоев населения. Создать такую машину в короткие сроки советский автопром не мог — у отечественных заводов не было перспективных разработок, готовых стать на поток. Единственным выходом из положения была покупка лицензии на производств о иностранной модели. Это решение и было принято. 4 мая 1966 года министр автомобильной промышленности СССР А. М. Тарасов и президент «Fiat» В. Валета подписали договор о техническом сотрудничестве. Прототипом базовой модели с тал Fiat 124, который получил титул «Автомобиль 1966 года»

Однако, новый ВАЗ-2101 принципиально отличается от своего итальянского "брата". Самое заметное различие - мотор. у ВАЗа был двигатель с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в итоге позволило ВАЗовцам неоднократно растачивать блок и этим увеличивать литраж мотора. При неизменном рабочем объеме в 1198 см куб. диаметр цилиндра стал больше на 3 мм (76 мм вместо 73), а ход поршня стал 66 мм, против 71,5 у Fiat 124. Эта "короткоходность" добавила новому двигателю приемистости. От оригинала ВАЗ 2101 отличает более 800 изменений, внесенных в конструкцию "итальяшки". В сцеплении со 182 до 200 мм было увеличено наружный диаметр накладок. Доработали конструкцию синхронизаторов в коробке передач. В расчете на плохие, а нередко и вовсе отсутствующие, дороги в передней части кузова увеличили клиренс со 164 до 175 мм, сзади это было невозможно из-за картера неразрезного моста. Из-за эти-же дорог пришлось отказаться от задних дисковых тормозов в пользу барабанных - отечественное бездорожье приводило к тому, что уже при 2-3 тысячах пробега тормозные колодки стирались до металла. Полностью переработали переднюю подвеску: изменили её кинематику, усилили многие ее детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Машина получила абсолютно новый ведущий мост и новейшую на тот момент пятиштанговую заднюю подвеску. У Фиата задняя подвеска была архаичной трехрычажной. Кузов также доработали и усилили. Вместо 1 проушины для домкрата, посредине порога, появились 2 - это обеспечивало гораздо более надежное «вывешивание» машины и уберегало проушины от наших нещадных дорожных условий. В переднем бампере появилось чуждое европейцам отверстие для "кривого стартера" – попросту незаменимая в наших условиях вещь. Кроме того на бамперах "копеек" появились "клыки" (позже от них отказались). Появились также буксирные проушины, которых на Fiat не было и в помине. Передние сиденья стали раскладывающимися. Изменили дверные ручки. Помимо зеркала в солоне на советской машине появилось еще и наружное.


Для массового производства нового автомобиля в Ставрополе-на-Волге (затем — Тольятти) за три с небольшим года был построен завод, рассчитанный на ежегодный выпуск более 600 тысяч легковых автомобилей. Большую роль в строительстве завода сыграл его директор, впоследствии министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков. 19 апреля 1970 года первая «копейка» сошла с его конвейера. Правда, массовое производство малолитражки началось лишь в сентябре. Всего в том году была собрана 21 тысяча ВАЗ-2101. Автомобиль получил торговое название «Жигули». С коммерческой точки зрения оно оказалось не идеальным — для ряда иностранных языков было неблагозвучным. Экспортный вариант ВАЗ-2101 назвали «Лада». 

На момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своём классе, одним из наиболее современных и надёжных отечественных автомобилей, что сделало обладание им признаком достатка и благополучия. Иностранное происхождение модели вызвало весьма высокие ожидания потенциальных покупателей, которые во многом оправдались. Среди наиболее приятных особенностей ВАЗ-2101 относительно отечественных аналогов, автолюбители отмечали малый объём работ по техническому обслуживанию, хорошие плавность хода, динамику и управляемость, комфортабельность салона — в том числе, хорошую работу отопителя. Качество сборки в первые годы существования ВАЗ-а считалось весьма высоким по отечественным стандартам, но впоследствии стало падать в соответствии с общими тенденциями в отрасли. Объективно, ВАЗ-2101 превосходил остальные советские серийные автомобили рубежа шестидесятых — семидесятых годов по техническому уровню и культуре изготовления, в особенности — отделки салона.


Именно с освоением производства ВАЗ-2101 началась по-настоящему массовая автомобилизация СССР, со всеми её положительными и отрицательными последствиями. Уже в середине семидесятых годов автомобили Волжского завода составили около половины парка легковых автомобилей в стране, и их доля продолжала расти. ВАЗ 2101 стал основой для будущего семейства автомобилей классической компоновки: ВАЗ 2102, 2103, 2104, 2105, 2106 и 2107.

В декабре 1972 была пущена в строй вторая нитка конвейера, с которой стали сходить универсалы ВАЗ-2102, основным отличием от «копейки» был кузов, рассчитанный кроме перевозки пассажиров еще и на крупногабаритный груз. Такая машина была сконструирована по образу FIAT-124 Familiare, но опять же с использованием отечественных технологий. Следующий, 1973 год, был отмечен появлением нового седана ВАЗ-2103 (прототип - FIAT-124 Speciale), сочетавшего основу кузова модели 2101 с оригинальными внешними панелями, машина была оснащена двигателем с рабочим объемом около 1,5 л и четырехфарной системой освещения. 21 декабря 1973 года с новой нитки конвейера сошел вишневый ВАЗ-2103 с цифрой 1 000 000 на боку. Он занял почетное место в заводском музее. Модификация «копейки» с двигателем рабочим объемом 1,3 л и несколько иным оформлением кузова и панели приборов называлась ВАЗ-21011 и стала выпускаться с августа 1974 года. А дальше были ВАЗ-2106 (1976 год, прототипом условно можно назвать FIAT-124 Speciale T), другие представители "классического" модельного ряда, и первый в мире «городской джип» ВАЗ-2121 «Нива» (1977)


ВАЗ-2101 сняли с производства в 1980 году чтобы дать "дорогу молодым". 

Технические характеристики ВАЗ-2101 "Жигули"

Двигатель: Рядный 4-цилиндровый, верхнеклапанный, 1198 куб.см 
Максимальная мощность: 64 л.с. при 5600 об./мин. 
Максимальный крутящий момент: 89 Нм при 3400 об./мин. 
Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП 
Привод: Задний 
Снаряжённая масса: 945 кг 
Дорожный просвет: 175 мм 
Количество дверей / мест: 4 / 5 
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4115х1620х1445 мм 
Объём багажника: 325 л 
Передняя подвеска: двухрычажная 
Задняя подвеска: многорычажная 
Тормоза передние / задние: Дисковые / барабанные
Категория: Автомобили СССР | Добавил: Artutiy (08.07.2011)
Просмотров: 2546

TAK

WMlink

People-Group